Белые лебеди на страже России

Сегодня в очередной раз увидели в небе два необычных самолёта, несмотря на высоту полёта с земли отчётливо видны белые силуэты необычной формы и явно больших размеров. Летят они почти параллельно и очень быстро, оставляя за собой две белые полосы. И по этим белым полосам видно как резко самолёты меняют направление.

Белые лебеди, так их называют наши военные, два белых лебедя патрулируют небо, бдительно охраняя мир.

Ту-160 (заводское обозначение: «изделие 70», по кодификации НАТО: Blackjack — «Блэкджек») — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х—1980-х годах.

Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Это также самый скоростной бомбардировщик. Среди лётчиков получил прозвище «Белый лебедь». 

Самый крупный «лебедь»: длина 54 м; снаряженная масса 267 тонн, максимальный взлетный вес — 275 тонн Размах крыла при минимальной стреловидности (20 градусов) — 57,7 м, при промежуточной (35 градусов) — 50,7 м, при максимальной (65 градусов) — 35,6 м  Приборная панель пилотов Официальный постер ОКБ Туполева На взлете и при посадке Стая: «Белый лебедь» Ту-160 с другим бомбардировщиком Туполева — Ту-95 

По классификации НАТО, эти стратегические бомбардировщики носят название «Черный Джек» (а на американском сленге — «дубинка»). Однако наши пилоты окрестили их «Белыми лебедями» — и это больше похоже на правду. Несмотря на грозное вооружение и потрясающую мощь, сверхзвуковые Ту-160 поразительно изящны.

Каждый из них — штучный и весьма дорогой продукт. За всю историю было построено лишь 35 таких самолетов, а в целости их осталось и того меньше. Но они — настоящая гордость России и гроза ее недругов. Они — единственные самолеты, каждый из которых, как корабль, имеет свое имя — в честь былинных богатырей («Илья Муромец») и конструкторов («Виталий Копылов»), чемпионов («Иван Ярыгин») и, конечно, летчиков («Валерий Чкалов», «Павел Таран» и другие).

Бомбардировщик стал «нашим ответом» на американскую программу AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft — «Развитый пилотируемый стратегический самолет»), в рамках которого был разработан небезызвестный B-1 Lancer, и ответом замечательным. Практически по всем характеристикам Ту-160 существенно опережают своих основных конкурентов — американских Lancer?ов. Скорость «лебедей» выше в 1,5 раза, настолько же больше боевой радиус и максимальная дальность полета. Тяга двигателей мощнее почти вдвое. И уж совсем не выдерживают сравнения с ними гораздо менее удачные «невидимки» B-2 Spirit, при конструировании которых в угоду малозаметности было принесено, кажется, все, что только можно, включая грузоподъемность, стабильность полета и его дистанцию.

Главной «фишкой» конструкции бомбардировщика можно считать изменяемую стреловидность крыла (этот конструктивный элемент, кстати, применен и в американских аналогах — В-1). Такое решение позволяет, с одной стороны, добиться минимальных значений взлетной и посадочной скорости. Во время этих маневров стреловидность минимальна — крылья самолета разведены в стороны — и он, при всей своей массе, не требует чересчур протяженных взлетно-посадочных полос (ему достаточно «всего-то» 2,2 км на взлет и 1,8 км на посадку). С другой же стороны, увеличение стреловидности — крылья прижаты к фюзеляжу — снижает аэродинамическое сопротивление и позволяет достичь максимальной скорости и выполнять сверхзвуковой полет.

Конечно, за все эти удобства приходится платить: крылья самолетов с изменяемой стреловидностью становятся тяжелее, их приходится оснащать сложными механизмами поворота, так что в современных самолетах редко используется подобное решение. Можно, сказать, что Ту-160 и В-1 являются исключением. Низко расположенные крылья «лебедей» могут менять стреловидность от 20 до 65 градусов. Это позволило сделать Ту-160 «многорежимным» бомбардировщиком, то есть, способным к до- и сверхзвуковому полету: простейший расчет показывает, что до Вашингтона из Москвы самолет долетит за 4 часа и без дозаправки. 

Базируются они в Саратовской области, на аэродромах 121-го гвардейского авиаполка в Энгельсе. Самый «молодой» из «лебедей» — Ту-160 «Виталий Копылов» — поступил на вооружение в апреле 2008 г. Летом 2007 г. Россия возобновила полеты стратегической авиации над удаленными регионами, а 10 сентября этого года пара этих самолетов впервые приземлилась на военном аэродроме Либертадор в Венесуэле: они приняли участие в совместных военных учениях и снова вернулись домой, в Подмосковье. Небеса далеких стран снова увидели полет «белых лебедей». 

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Авторизуйтесь, чтоб комментировать
Мы вконтакте
Мы в одноклассниках

Еще интересные

Топ-10: самые маленькие серийные автомобили
0
3076
Секреты Google или вид сверху лучше
0
1445
Стивен Уильям Хокинг
0
2309
Самый быстрый индиан
0
1734
Brabus Mercedes SLS AMG
0
1444
Несколько фактов о сети интернет
0
3152
космический унитаз :)
0
4800
История Лондонских автобусов
0
3573
Аэрография по японски
0
4775
Авто будущего от Мерседес
0
2000
Долгожданный дебют BMW i8 Spyder
0
1807
10 интересных фактов о цифровом телевидении
0
1677
Биотопливо. Лекарство страшнее болезни?
0
1970
Роботы, они ползают, летают и даже играют рок
0
2273
Maserati MC12
0
1314
Как увеличить время работы батареи в ноутбуке!
0
1872
История создания МКС
0
6402
Женевский Салон 2012. Концепт-кары
0
1523
Гениальные открытия не получившие премию Нобеля
0
1725
Концепт для HONDA(мотоцикл).
0
1749
Лучшие женские машины
2
2744
 Суперкомпьютеры
0
1332
BMW 328 Hommage
0
1387
Ледокол Арктика и другие
0
5419
Наверх