Белые лебеди на страже России

Сегодня в очередной раз увидели в небе два необычных самолёта, несмотря на высоту полёта с земли отчётливо видны белые силуэты необычной формы и явно больших размеров. Летят они почти параллельно и очень быстро, оставляя за собой две белые полосы. И по этим белым полосам видно как резко самолёты меняют направление.

Белые лебеди, так их называют наши военные, два белых лебедя патрулируют небо, бдительно охраняя мир.

Ту-160 (заводское обозначение: «изделие 70», по кодификации НАТО: Blackjack — «Блэкджек») — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х—1980-х годах.

Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Это также самый скоростной бомбардировщик. Среди лётчиков получил прозвище «Белый лебедь». 

Самый крупный «лебедь»: длина 54 м; снаряженная масса 267 тонн, максимальный взлетный вес — 275 тонн Размах крыла при минимальной стреловидности (20 градусов) — 57,7 м, при промежуточной (35 градусов) — 50,7 м, при максимальной (65 градусов) — 35,6 м  Приборная панель пилотов Официальный постер ОКБ Туполева На взлете и при посадке Стая: «Белый лебедь» Ту-160 с другим бомбардировщиком Туполева — Ту-95 

По классификации НАТО, эти стратегические бомбардировщики носят название «Черный Джек» (а на американском сленге — «дубинка»). Однако наши пилоты окрестили их «Белыми лебедями» — и это больше похоже на правду. Несмотря на грозное вооружение и потрясающую мощь, сверхзвуковые Ту-160 поразительно изящны.

Каждый из них — штучный и весьма дорогой продукт. За всю историю было построено лишь 35 таких самолетов, а в целости их осталось и того меньше. Но они — настоящая гордость России и гроза ее недругов. Они — единственные самолеты, каждый из которых, как корабль, имеет свое имя — в честь былинных богатырей («Илья Муромец») и конструкторов («Виталий Копылов»), чемпионов («Иван Ярыгин») и, конечно, летчиков («Валерий Чкалов», «Павел Таран» и другие).

Бомбардировщик стал «нашим ответом» на американскую программу AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft — «Развитый пилотируемый стратегический самолет»), в рамках которого был разработан небезызвестный B-1 Lancer, и ответом замечательным. Практически по всем характеристикам Ту-160 существенно опережают своих основных конкурентов — американских Lancer?ов. Скорость «лебедей» выше в 1,5 раза, настолько же больше боевой радиус и максимальная дальность полета. Тяга двигателей мощнее почти вдвое. И уж совсем не выдерживают сравнения с ними гораздо менее удачные «невидимки» B-2 Spirit, при конструировании которых в угоду малозаметности было принесено, кажется, все, что только можно, включая грузоподъемность, стабильность полета и его дистанцию.

Главной «фишкой» конструкции бомбардировщика можно считать изменяемую стреловидность крыла (этот конструктивный элемент, кстати, применен и в американских аналогах — В-1). Такое решение позволяет, с одной стороны, добиться минимальных значений взлетной и посадочной скорости. Во время этих маневров стреловидность минимальна — крылья самолета разведены в стороны — и он, при всей своей массе, не требует чересчур протяженных взлетно-посадочных полос (ему достаточно «всего-то» 2,2 км на взлет и 1,8 км на посадку). С другой же стороны, увеличение стреловидности — крылья прижаты к фюзеляжу — снижает аэродинамическое сопротивление и позволяет достичь максимальной скорости и выполнять сверхзвуковой полет.

Конечно, за все эти удобства приходится платить: крылья самолетов с изменяемой стреловидностью становятся тяжелее, их приходится оснащать сложными механизмами поворота, так что в современных самолетах редко используется подобное решение. Можно, сказать, что Ту-160 и В-1 являются исключением. Низко расположенные крылья «лебедей» могут менять стреловидность от 20 до 65 градусов. Это позволило сделать Ту-160 «многорежимным» бомбардировщиком, то есть, способным к до- и сверхзвуковому полету: простейший расчет показывает, что до Вашингтона из Москвы самолет долетит за 4 часа и без дозаправки. 

Базируются они в Саратовской области, на аэродромах 121-го гвардейского авиаполка в Энгельсе. Самый «молодой» из «лебедей» — Ту-160 «Виталий Копылов» — поступил на вооружение в апреле 2008 г. Летом 2007 г. Россия возобновила полеты стратегической авиации над удаленными регионами, а 10 сентября этого года пара этих самолетов впервые приземлилась на военном аэродроме Либертадор в Венесуэле: они приняли участие в совместных военных учениях и снова вернулись домой, в Подмосковье. Небеса далеких стран снова увидели полет «белых лебедей». 

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Авторизуйтесь, чтоб комментировать
Мы вконтакте
Мы в одноклассниках

Еще интересные

18 самых утаиваемых от общества изобретений
0
1872
BMW 640i
0
1570
Гениальные открытия не получившие премию Нобеля
0
2230
Brabus Mercedes SLS AMG
0
1878
Чоппер (англ. chopper)
0
7101
Будущая новинка от Nissan ESFLOW
0
1685
Золотая BMW.
0
2284
Как увеличить время работы батареи в ноутбуке!
0
2250
История Лондонских автобусов
0
4825
Лучшие женские машины
2
3700
космический унитаз :)
0
5940
Забавные ретро "автомобили"
0
2394
Концепт для HONDA(мотоцикл).
0
2251
Как мобильные телефоны изменили мир
0
4806
Световые автомобили Кэмерона и Брауна
0
1855
История Volkswagen.
0
3589
Реклама советских автомобилей
0
2646
BMW 328 Hommage
0
1724
Создан световой меч из "Звёздных войн"
0
3602
Факты о мобильных телефонах
0
1917
Самый страшный аттракцион в мире
0
1606
Самый быстрый индиан
0
2242
Смартфонозависимость и селфизм, бич современности!
0
1371
MINI Cooper. Новая концепция
0
1912
Наверх