Тундра зовёт

0
4631

Все с нетерпением ждут выходных, что бы понежиться в кровати, выспаться как следует, выпить чашку кофе или чая с любимым завтраком. Провести выходной в уюте, комфорте и тепле. Так мы встречаем своё утро в большом или маленьком городе на "большой земле", так принято называть остальную Россию, не ту что находится далеко на севере.

Но интересно посмотреть как заменяют комфорт цивилизации коренные народы дальнего севера.

Сегодня мы расскажем о жителях населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ, или полуостров Ямал.

Сами ненцы называют свою любимую тунтдру "краем земли". В свидетельстве о рождении многих детей этого удивительного народа можно и сейчас встретить запись о месте рождения, “Ярсалинская тундра”.

Ненцы удивительный народ, они живут там где большинство не смогли бы пробыть и месяц. Невыносимые морозы, бескрайняя снежная тундра, бесконечные ночи и палящее солнце днём, не очень то по душе людям с "большой земли". А для ненцев нет ничего дороже родного края и оленей.

В стойбище обычное дело пить свежую кровь оленя, от мала до велика. Такое же обычное дело увидеть в стойбище спутниковую тарелку у чума.

Ненцы населяют обширную территорию северных земель Российской Федерации от побережья Северного Ледовитого океана до полуострова Таймыр.

Ненцы преимущественно проживают на территории Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа и Таймырского автономного округа.

Живут ненцы совершенно удивительной жизнью, так как нам и не снилось. Даже скорая помошь не приезжает, а прилетает к ним на вертолёте.

Ненцы в наши дни это кочующий народ, половину года они перегоняют стада оленей с одного стойбища на другое, а вторую половину обратно.

Благодаря этому они в большинстве своём не стали жертвами "огненной воды" как другие их осёдлые собратья.

По дороге они заезжают в посёлки, получают пособия, закупают провизию, а алкоголь им стараются не продавать.

Это народ самодийской группы, в первом тысячелетии нашей эры мигрировавший на северные земли из южной Сибири. Само название ненцев – ненць, ненэй – что в переводе с ненецкого языка означает настоящий человек, с 1930 этот термин является официальным названием народа. Иногда можно встретить и другие, уже устаревшие, названия – юраки, самоеды.

У народа есть свой язык – ненецкий - относящийся к уральской языковой семье. Ненецкий язык имеет два диалекта, появившиеся в результате деления народа на две неравные по численности этнографические группы.

Около 85-90% ненцев относятся к тундровой этнографической группе и говорят на тундровом диалекте, остальные 10-15% представляют лесную этнографическую группу и лесной диалект. Письменность у ненцев появилась сравнительно поздно, в 30-х годах двадцатого века.

В облике ненцев сочетаются монголоидные и европеоидные черты. Обычно это невысокие (около 1,6 м) люди со светлой иногда слегка желтоватой кожей, каштановыми или черными волосами, темно-карими глазами.

За долгие века жизни в суровых северных условиях ненцы научились изготавливать уникальную одежду, наилучшим образом сохраняющую тепло и защищающую от ветра, снега, дождя и мороза. Одежда ненцев делиться на мужскую и женскую.

Мужская зимняя одежда состоит из малицы, пим, меховых штанов, пояса, чижей, совика и шапки. Женская зимняя одежда включает ягушку, пимы, меховые штаны, пояс, чижи и шапку. Малица представляет собой глухую мужскую верхнюю одежду до колен из оленьих шкур, сшитых мехов внутрь.

К горловине малицы пришивают капюшон на завязках, а к рукавам варежки. Малица подвязывается поясом. На малицу надевается совик – также глухая верхняя одежда, но она сшита мехом наружу, капюшон отделан мехом, нет вшитых варежек. Совик носиться без пояса.

Женщины зимой носят ягушку, она отличается от мужской малицы только разрезом спереди и богатой отделкой. Ненецкая обувь обычно шьется высокой, до паха, такую обувь называют пимы.

Пимы шьются из шкур, снятых с ног оленей, на пошив мужских пим уходит около 10 шкурок, на пошив женских 8. Для удобства ношения пимы подвязывают ремешками под коленями и закрепляют ремешками к кольцам, нашитым на меховые штаны. Под пимы надевают чижи – меховые чулки до паха, женские чижи короче мужских.

Летняя одежда редко шилась специально, обычно это была поношенная зимняя одежда без подклада у которой сильно вытерся мех. С приходом русских и развитием торговли летнюю одежду стали шить из сукна.

Традиционными занятиями ненцев являлись рыболовство и охота зверя, птицу и диких оленей. До 18 века домашних оленей разводили только в качестве транспортного средства и как помощника в охоте (домашний олень приманивал диких). С 18 века к традиционным занятиям добавилось оленеводство. Помощником ненца-оленевода стала специально обученная собака – лайка.

Не все ненцы были всегда кочевниками, оседлые ненцы жили в домах, в поселках.  Дома ненцев отличались от домов русских немного меньшим размером и отсутствием двора с хозяйственными постройками. Кочевые ненцы жили в чумах – разборных шестовых жилищах. Как собственно и в наши дни.

Для постройки чума используют 25-50 длинных еловых шестов, расставленных по кругу под углом к центру и скрепленных между собой концами. Летом в качестве покрытия чума использовали бересту или оленьи шкуры в один слой (сейчас используют брезент), зимой чум покрывают двойным слоем оленьих шкур. Оленье стадо выпасали несколькими родственными семьями, поэтому стойбище состояло из нескольких таких чумов.

Чум разделен на сектора: справа от очага располагается мужская половина, слева — женская. Если вам нужно перейти из одной половины в другую, ни в коем случае нельзя заходить за очаг. Эта территория считается священной. 

Там у одних живут иконы, у других — иттермы, ритуальные куклы, изготовляемые из обычной чурки 33 ударами топора. Каждая иттерма — вместилище души умершего родственника. Ненцы возят их с собой до тех пор, пока не забывают, в честь кого они изготовлены. Потом их оставляют в тундре. 

В чумах, где живут состоятельные семьи, есть генератор, телевизор, спутниковая тарелка, DVD, стиральная машинка. Некоторые даже ванну с собой возят. Но есть и другие семьи, скорее исключение, которые живут в  суровых условиях почти  так же как и их предки век назад, правда печка буржуйка обогревает их чум и светит лампа керосинка.

Среди ненцев  распространен анимизм – ненцы верят, что их окружают духи. Главным духом считается Нум – дух неба, покровитель погоды, он может управлять снегом, молниями, дождем и бурями. Другие почитаемые духи стихий – воды, земли, леса, огня, реки, озера. От воли этих духов зависет, вернутся ли охотник и рыболов с богатой добычей или придут ни с чем, поэтому духов стараются задобрить жертвоприношениями.

В качестве жертвы в основном используется олень (многих духов можно было задобрить только принеся в жертву белого оленя), для задабривания злого духа, вызывающего болезни, приносят в жертву собаку.

Раньше даже известны были и  человеческие жертвоприношения (например, для задабривания духа воды выпавшего с лодки рыбака не спасали). Наибольшую силу имели жертвоприношения, совершенные в специальных культовых местах.

Помимо природных духов у ненцев существуют и семейные духи-покровители. Это могут быть фигурки из дерева или небольшие камешки необычной формы. Духи-покровители «живут» в специальном сундучке, который передаётся по мужской линии. По женской линии передаётся только один дух-покровитель – «старуха чума», которая отличается от остальных духов тем, что не имеет материальной основы и состоит лишь из крошечной одежды.

Особый интерес представляют взгляды ненцев на загробный мир. Ненцы верят, что умерший человек попадает в мир мертвых, там он живет также как и на земле – охотиться, рыбачит, разводит оленей, живет он ровно столько же лет, сколько прожил до смерти. Все животные в загробном мире – это животные, которые умерли на земле.

В мире мертвых все зеркально миру людей: день и ночь поменялись местами, целое будет сломанным, а сломанное целым и т.д. Данные представления лежат в основе погребального обряда ненцев. В гроб умершему кладут принадлежащие ему вещи, которые должны пригодиться в загробной жизни, но в соответствии с представлениями о мире мертвых эти вещи предварительно портят. Нарты (ненецкие сани), предназначенные для мертвого, просто переворачивают вверх дном.

В последние годы национальная культура народа и древние традиции вытесняются современными, однако в сельской местности и у ненцев-оленеводов еще сохраняются национальные традиции, праздники, погребальные обряды и культ духов-хранителей.

Ненцы никуда не торопятся, бесполезная суета в тундре считается дурным тоном.

Ненцу застигнутому в тундре пургой не страшно даже уснуть под снежным покрывалом в своей супер стойкой к холоду одежде из оленьих шкур. 

И не надо никакой супер дорогой экипировки от известных компаний.

Меню тундровиков не отличается разнообразием: конечно, есть и макароны, и крупы, но основа любой трапезы — олень. Здесь не только едят его мясо, но и пьют кровь. Раньше это был единственный способ бороться с цингой, теперь скорее традиция. А мозги оленя для тундровых детишек кажутся вкуснее любого мороженого.

По наблюдениям врачей, ненцы отличаются на удивление крепким здоровьем. У них почти нет сердечно-сосудистых заболеваний, они не страдают язвами—гастритами. Если бы в тундре ввели сухой закон, здесь бы и вовсе был край долгожителей.

Раньше у ненцев была крайне высока детская смертность, беда была в том что женщины упорно отказывались рожать в больнице, для них в стойбище специально ставили чум, а вместо пелёнок и подгузников использовали мох, ягель,который беременная женщина начинала собирать уже в первые дни срока. 

Именно по сбору ягеля и научились врачи вычислять будущих мамочек, что бы вовремя поставить их на учёт и когда подойдёт срок появиться малышу на свет, забрать роженицу в больницу.

Но удержать в больнице ненку не так то просто, оказывается всё в "доме" у ненцев держится только на женщине, даже чум ставит исключительно хранительница очага, вот и рвутся ненки в чум сразу после родов, отчаянно боясь что семья замёрзнет без них или будет голодать. А свой любимый ягель они даже в больницу берут с собой, вместо подгузников.

Дети ненцев с шести лет покидают родное стойбище, за ними прилетает вертолёт что бы увезти учиться в интернат. 

Раньше ненцы прятали детей, сегодня ценят образование, найти ненца не окончившего девять классов, практически невозможно.

Выпускники интернатов не спешат вернуться в тундру, очень многие поступают в высшие учебные заведения или просто остаются в городе.

Свои имена ненцы считают священными и на людях пользуются русскими псевдонимами.

В наши дни, как и несколько лет назад, промыслу ненцев мешают нефтяники, в 90-е годы противостояние доходило даже до вооружённых конфликтов.

Сегодня очень часто на пути кочевников встают нефтяные вышки, заставляя оленеводов перейти на оседлый образ жизни. Но жизнь в посёлке не на пользу ненцам.

Обычно когда открывается новое месторождение, компании стараются договориться с ненцами, обещают обеспечить генераторами, топливом, буранами, главе общины платят деньги которые он потом делит на всех.

Это проблема намного глубже и серьёзней чем кажется. 

Цивилизация со своими соблазнами всё ближе подступает к тундре, всё больше ненцев рвутся в город, к теплу и уюту, встречать новый день за чашечкой кофе.

Но на склоне лет, тундра всё же зовёт обратно и многие ненцы оставляют свои благоустроенные квартиры родственникам и уезжают в бескрайние снежные просторы, следуя зову предков. 

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Авторизуйтесь, чтоб комментировать
Мы вконтакте
Мы в одноклассниках

Еще интересные

Большой Барьерный риф
3
1714
Спящие животные
0
1606
Забавные животные
0
1216
Лучшие фотографии National Geographic
0
2003
Самый большой каньон  планеты, в Арктике!
0
1670
Черепаха панк
0
2454
Двенадцать апостолов Виктории
0
1562
Девочка, означает “Божественная”
1
10417
Весна в Париже
0
361
Немыслимая красота звёздного неба
0
3097
Рассвет на Байкале
0
2018
Дельфины
0
2745
Заповедники России
0
16319
Солнечный Кыргызстан
0
2177
Самый большой кузнечик в мире
0
2482
Автономный дом
0
3348
Толстячки в мире животных
0
1759
Ученые наткнулись на вымирающих дельфинов
0
1837
Птицы, такие разные и прекрасные
0
7779
Долина блуждающих камней
0
1922
Рождение драгоценной нити
0
2171
Как меньше болеть
0
176
Восхитительная Исландия Дэвида Мар Сигурдсона
0
2610
Плакат "Золотая осень"
0
1016
Наверх