Гипатия Александрийская

Во все времена находились люди которые сохраняли трезвый ум и природное благородство по отношению к другим, и всегда такие люди страдали от жестоких рук фанатичной толпы. 

Больше всего людей  на земле было убито с именем бога на устах, не смотря на то что всякая религия призывает нас любить ближнего, презирать эго, гордыню, всё же люди извечно трактуют божественные законы лишь себе в угоду. И всегда находятся хитрые и жестокие религиозные деятели которые умело используют толпу разьярённых фанатиков, разъярить человека с низким уровнем интеллекта дело очень не сложное. А толпа фанатично настроенных людей, это самая страшная сила в человеческом обществе, по разрушительности схожая с цунами.

На заре христианского мира, было убито огромное множество учёных мужей и женщин, одной из таких мудрых женщин стала Гипатия Александрийская.

Рэйчел Вайс в роли Гипатии в фильме "Агора".

Гипатия (или Ипатия) Александрийская, жившая на рубеже IV-V веков н.э. - самая известная женщина-учёный Древнего мира. 

Точная дата рождения Гипатии неизвестна. Считается, что она родилась в период между 355 и 370 годами. Гипатия была дочерью известного древнегреческого ученого Теона Александрийского, который был управителем Александрийской библиотеки - крупнейшей библиотеки древности. Теон преподавал астрономию и математику, до нас дошли "Начала" Евклида в редакции Теона, снабжённые его комментариями.

Кадр из фильма "Агора". Гипатия со своим отцом Теоном Александрийским.

Гипатия получила образование под руководством отца и стала самостоятельно заниматься преподаванием в Александрии. Младший современник Гипатии, церковный историк Сократ Схоластик писал о ней:

"Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей".

Элберт Хаббард. Гипатия.

Считается, что трудов Гипатии не сохранилось и поэтому мы не можем судить, каковы были её философские и научные взгляды. Впрочем, существует другая точка зрения на сохранность её трудов. В книге “История диофантова анализа от Диофанта до Ферма” И. Г. Башмакова и Е. И. Славутин ставят вопрос о создателе текста, положенного в основу найденной немногим более 20 лет тому назад арабской рукописи "Арифметики" древнегреческого математика Диофанта. Известные русские историки математики полагают, что автора трактата, переведенного Костой Ибн Лукой, следует искать в среде александрийских и византийских ученых IV–VI веков. Башмакова и Славутин приходят к выводу, что арабская рукопись является не частью “Арифметики” Диофанта, а самостоятельным произведением на ту же тему, написанным неизвестным, но хорошо разбиравшимся в методах Диофанта комментатором. Но в период между V–IX вв. жил лишь один математик, о котором источники говорят как о комментаторе “Арифметики” Диофанта. Это - Гипатия. Кроме того, нам ничего не известно о других математиках высокого уровня, живших в этот период. "Таким образом, - заключают Башмакова и Славутин, - можно предположить, что арабский фрагмент является переводом аннотированного ею текста. Если так, то это - единственное сочинение Гипатии, сохранившееся до наших дней".

постановка "Гипатии" в лондонском Королевском театре (1893 год) 

С 395 года Египет становится Византийской провинцией, управляемой императорским префектом. Александрия - третий по величине город империи (после Константинополя и Антиохии).  Поскольку большинство населения Александрии в то время составляли христиане, большим влиянием в городе пользовался Александрийский патриарх. Язычество и христианские ереси разъедали единство Византийской империи, которая к тому же находилась под угрозой падения от нашествий варваров, поэтому в 391 году император Феодосий своим указом запретил отправление всех языческих культов. В Александрии под управлением патриарха Феофила началось разрушение языческих храмов, что вызвало столкновение между язычниками и христианами. Вероятно, в этот период была полностью уничтожено хранилище языческой мудрости - Александрийская библиотека. Гипатия в конфликте язычников и христиан сохраняла нейтралитет, т.к. среди её учеников были представители обоих религиозных лагерей.

Альфред Сайферт - Гипатия 

В 412 году умирает патриарх Феофил и его место в результате внутрицерковной борьбы занимает Кирилл - племянник Феофила. Кирилл стремится к полноте власти в Египте и решительной рукой устраняет всех недовольных, опираясь на верных ему людей - монахов из Нитрийской пустыни и парабаланов (христианская община, члены которой добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших от болезней, в надежде таким образом принять смерть во имя Христа). Кирилл успешно борется с еретиками и иудеями: церкви последователей Новациана (римский антипапа в 251—258 годах) были закрыты, а их имущество конфисковано, иудеи были изгнаны из Александрии и у Кирилла остаётся только помеха в борьбе за абсолютную власть в Египте - императорский префект Орест, ученик Гипатии.

Изгнание евреев. Цветная гравюра XIX века. 

Однажды толпа сторонников Кирилла преградила путь колеснице Ореста и принялась оскорблять префекта, обвиняя его в язычестве. Поводом для слухов, что префект принял язычество, стали его симпатии к Гипатии. Защищаясь от брошенного обвинения, Орест сообщил монахам о том, что был крещен константинопольским патриархом Аттиком. Поскольку Аттик был союзником Иоанна Златоуста, противника Теофила (дяди Кирилла), то слова Ореста еще больше разъярили толпу. Противостояние кончилось тем, что один из монахов, Аммоний, бросил в Ореста камень, который попал префекту в голову. Аммоний был схвачен стражей и подвергнут пытке, от которой скончался. Кирилл провозгласил Аммония святым мучеником, за что патриарх подвергся критике со стороны умеренных христиан. 

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник  Ли Вудварт Циглер 

Поскольку противостояние напрямую с Орестом закончилось для Кирилла безуспешно, патриарх решить убрать с пути самого известного в городе союзника Ореста - Гипатию. По городу пошли разговоры, что именно она выступает против примирения патриарха и префекта, а потом появился новый слух: Гипатия якобы практикует черную магию. Слухи достигли желаемого Кириллом результата: мартовским днём 415 года толпа парабаланов напала на Гипатию, вытащила её из повозки и потащила в церковь. Разодрав на Гипатии одежду, христианские фанатики убили ее черепками битой глиняной посуды. Расчленив мёртвое тело, они сожгли его.

Уильям Мортенсен - Смерть Гипатии 

Смерть Гипатии возымела свой эффект: после этого история умалчивает об Оресте. Кирилл сделался полновластным хозяином в Египте. После смерти Кирилл был признан святым. В "Житии святого Кирилла Александрийского" смерть Гипатии представлена совершенно иначе, чем было на самом деле: 

"В Александрии проживала одна девица, по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она была женщина верующая и добродетельная и, отличаясь христианской мудростью, проводила дни свои в чистоте и непорочности, соблюдая девство. С юности она была научена своим отцом Теоном философии и настолько преуспела в любомудрии, что превосходила всех философов, живших в те времена. Она и замуж не пожелала выйти отчасти из желания беспрепятственно упражняться в любомудрии и изучении книг, но в особенности она хранила свое девство по любви ко Христу". Убили ее "ненавидевшие мир мятежники". Нитрийских монахов, согласно житию, в городе тогда не было. Узнав о происшедшем, они "исполнились скорби и жалости к неповинным жертвам мятежа" и, придя в Александрию, чтобы защитить Кирилла, забросали камнями колесницу префекта.

Существует и другая версия гибели Гипатии, которую выдвинул Ари Алленби, который считает, что Гипатию убили не в 415, а в 416 году из-за конфликта по вычислению точной даты наступления Пасхи 417 года. 

В соответствии с современной формулой, Пасха выпадает на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, т.е. полнолуние должно случиться или в сам день или вскоре после дня Весеннего равноденствия. Однако неизвестно, когда это определение было принято - все, что есть в наших руках, это церковные календарные таблицы четвертого - пятого веков. Римская церковь вычисляла Пасху исходя из 84-летнего цикла, а Александрийская - по 19-летнему календарю. Между двумя традициями существовали дополнительные разногласия: если первое весеннее полнолуние выпадало на субботу, то Александрийская церковь праздновала Пасху на следуюший день, а вот Римская церковь задерживала Пасху на неделю, до следующего воскресенья. Александрийская церковь была признана в 325 году Никейским Собором экспертом по датированию Пасхи (возможно, из-за практического "Синтаксиса" - знания знаменитой книги Клавдия Птолемея). Ари Алленби считает, что путём астрономических наблюдений Гипатия выяснила, что весеннее равноденствие выпадает на гораздо более раннюю дату (16 или 17 марта), чем принятое 21 марта. Об этом Гипатия сообщила префекту Оресту. Сообщение префекта в Константинополь могло подорвать доверие к Александрийской церкви в вопросе вычисления дня Пасхи и поэтому Гипатия была убита. 

Конфликт Кирилла с иудеями Ари Алленби также связывает с разногласиями по вычислению дня Пасхи. Еврейская Пасха должна выпадать на первое весеннее полнолуние; христианское пасхальное полнолуние является ее прямым аналогом. В 417 г. еврейская Пасха в Александрии выпала на 17 марта - в тот же день как и Римское пасхальное полнолуние. Это заставило Кирилла заподозрить сговор Римской церкви и иудеев Александрии, именно по этой причине иудейская община Александрии была изгнана.

В 2009 году был выпущен испанский фильм "Агора", где роль Гипатии сыграла Рэйчел Вайс. Хотя, как уже сказано ранее, мы не можем ничего знать о научных взглядах Гипатии, в фильме она показана как убежденная сторонница гелицентрической системы Аристарха Самосского и создательница теории об элиптических орбитах планет. Фильм "Агора" вызвал шквал критики со стороны христиан, однако даже в христианской среде нашлись те, кто не воспринял фильм как антихристианский. Например, священник из Нью-Йорка Филипп Грей отметил, что христиане, которые узнали себя в фанатиках и убийцах из фильма, нуждаются в серьезном самоанализе. Гипатия, показанная в фильме, по мнению Грея, выглядит большей последовательницей христианства, чем её гонители, а финальная сцена, где Гипатия спокойно идет на смерть, вызывает ассоциации с путём Христа на Голгофу.  

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Авторизуйтесь, чтоб комментировать
Мы вконтакте
Мы в одноклассниках

Еще интересные

История в фотографиях
0
1364
Откуда появились крылатые выражения
0
2175
Вот это невероятная невезуха!
0
1596
20 интересных фактов о Леонардо да Винчи
0
1562
Исторические заблуждения
0
2017
Египетские пирамиды. Великая архитектура древности
0
2121
Почему именно тыква?
0
3878
Советская молодёжь Soviet Youth
0
1991
Эйфелева башня, история
0
3624
Обмороки на парадах и построениях.
0
1738
Феерия Венецианского карнавала
2
4732
Harley-Davidson повелитель дорог
0
4241
Советские воспитательные плакаты
0
3114
история APPLE
0
1569
Победа в фотографиях
0
2326
Жизнь Эйнштейна в фото
0
2180
Остров Пасхи и каменные статуи Моаи
0
1742
Танцующий Мэтт. История одного путешественника.
0
1826
История создания Pizar.
0
2090
Петровский путевой дворец
0
2946
Как раньше выкручивались без фотошопа
0
1562
Очарование японских садов
0
253
Самые большие редкости в мире
0
1640
Каталог товаров за 1981г. Ностальгия...
0
1471
Наверх