Как строился БАМ

БАМ, "стройка века", так называли её тогда, когда мои родители были молодыми, были комсомольцами и ехали туда, в непроходимую тайгу, в лютые морозы, жили в палатках, а потом в вагончиках, пели песни у костра под гитару и никогда не запирали входных дверей.

Мои родители сегодня ветераны БАМа, что это значит, ветеран БАМа, это люди, которые своими руками построили дорогу, города, это люди, которые своими глазами видели, как среди дикой природы выросло будущее, они своими глазами видели, как прокладывали прокладывали мысовые тоннели, как по рельсам впервые пошли поезда туда, где раньше только медведи и соболя бродили.

Мне абсолютно не важно мнение тех, кто не жил там, кто не знает, что значит жить в сибирские морозы во времянке. Тех, кто не строил на БАМе, всех этих пресловутых знатоков истории, этих, так сказать теоретиков жизни. Спустя более 40 лет, БАМовцы до сих пор живут в вагончиках или в щитовухах, такой вид жилья, как щитовуха вы наверное не встретите нигде. Это временное жилище, одноэтажный, многоквартирный дом, часто с удобствами на улице и ставший из временного "вечным".

Правда сегодня щитовухи активно ровняют с землёй практически по всему участку БАМа. Переселяя многострадальных жителей щитовух в новые дома, про них я не буду  рассказывать, это отдельная большая тема. Все знают как сегодня строят новые дома по федеральной программе переселения из ветхого и аварийного жилья.

Вернёмся к щитовухам, все БАМовские школьники учились в щитовых школах, многие учатся и сейчас. Такими же были детские сады, есть и сейчас. Скажу просто, в щитовухе холодно, зимой в трубах может перемёрзнуть вода, и тогда придётся идти искать её по соседям. Моя соседка однажды подошла к подоконнику полить цветочки и провалилась в подполье, половая плита прогнила. В нашем доме жил ветеран войны, он перетащил кровать на другое место, потому, что сквозь щель между щитами на крыше ему в глаз светило солнце, когда он спал.

Щитовухи горят в мгновение ока, быстрее чем спичка и они горят часто. Но всё это современный БАМ, а я хочу показать тот, молодой БАМ, полный надежд и романтики. Почему романтики?  Иногда что бы доказать свою любовь люди шли на настоящие подвиги, мой папа работал на перевале, он обещал вечером вернуться домой, но работа затянулась и уехать с перевала было не на чём. 

Так вот, он прошёл пешком 40 км, в лютый мороз, по сугробам, тогда в 70-е и дороги то не было толком. Мама говорит у него портянки к сапогам примёрзли пока шёл, потом оттаивать пришлось. 

Когда люди уходили на работу не запирали дверей, никто ничего не воровал, не было неожиданностью если кто то из соседей зайдёт одолжить у хозяев какую нибудь утварь заочно, вещи всегда возвращались на место со словами: Вот, брали у вас, возвращаем, спасибо. 

Когда шли праздники, люди выходя на улицу брали первую попавшуюся из общей кучи телогрейку и шапку и никто не закатывал истерик по поводу пропавшей шубы или валенок, все знали, что они вот вот придут обратно.

Тот БАМ на который приехали мои родители в 1974 году, строили молодые люди со всего СССР, молодые самое главное душой. На БАМ устремились все искатели приключений, ну и новых квартир, и машин. В те времена на БАМе платили хорошо, многие могли заработать на свою машину и квартиру, на "большой земле" это сделать было сложнее. Многие ехали туда целенаправленно, именно за этим. А многие приехали на БАМ что бы построить новое будущее, создать семьи, родить и вырастить детей, среди невероятной природы. Среди гор, густой тайги, на берегу Байкала и не только. 

Вот так и мои родители приехали сюда, в тайгу на Байкал, здесь встретились и здесь живут уже много лет, живут и видят расцвет БАМа и его упадок, они пережили тяжёлые 90-е и романтические 70-е и надёжные 80-е. Теперь уже позади и 2000-е полные надежд о том, что БАМ снова будет развиваться. Сегодня много говорится о том, что БАМ оказался бесполезен, не оправдал надежд, не принёс того, что от него ждали. Всё это глупости, Байкало-Амурская магистраль соединила много городов, много сердец, дала людям бесценные воспоминания и многое, многое другое.

А мне, как и тысячам других детей, счастливое детство, я ещё помню парады и первомайские демонстрации, звуки стройки и тот настоящий, бескорыстный, живой энтузиазм, который навсегда ушёл в прошлое вместе с СССР. Было время, когда люди действительно верили в то, что буквально своими руками строят светлое будущее.

Забавно вот, что, мы уехали из родного бамовского городка, Северобайкальска и попали в город Курган. Я очень удивилась иронии судьбы, когда узнала, что район в котором мы живём, раньше называли БАМ. Всё просто, район этот изначально строили для работников Стальмоста, это завод металлоконструкций, на котором выпускали рельсы именно для БАМа, вот и район этот в народе прозвали БАМ, а жителей нынешнего Заозёрного, звали тогда БАМовцы :)

Дом культуры "Байкал", ещё стоит"Чёртов мост", мост через реку ЛенаДом культуры "Современник", снеслиПервая улица в п. Заречный, есть и сегодняСпортивный зал школы №3 п. Заречный, Северобайкальского р-на.Детский сад "Сказка", сегодня  жилой домЖелезнодорожный вокзал Северобайкальск

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Авторизуйтесь, чтоб комментировать
Мы вконтакте
Мы в одноклассниках

Еще интересные

Концепт-кар от СССР
0
764
Советская молодёжь Soviet Youth
0
1509
История в фото
2
1077
Удивительные факты
1
977
Выставка в музее А. С. Пушкина "Кино. Литература. Старинный костюм"
0
199
Самая необычная пустыня в мире - Пустыня Белых Песков!!!
0
1807
Наверх