История сетевого маркетинга


Очень многие люди у нас в стране уже слышали про сетевой маркетинг, но мы народ крайностей и я часто замечала что люди бояться и осуждают этот вид бизнеса. Совершенно напрасно, потому что он ничем не хуже традиционного бизнеса, а в некоторых моментах даже лучше. Беда в том что у нас люди не хотят разбираться в сути вещей, надеются на авось и ждут манны небесной. Но всё гораздо проще и прозаичнее.






 

20-е годы. Китай. Революционные войска Чан Кайши непримиримы к любым проискам акул империализма. По всей стране сотни тюрем. Самая знаменитая - лагерь для интернированных в Шанхае.В его стенах - тысячи иностранцев: французы, немцы, американцы. Условия чудовищные. Среди заключенных отбывает свой срок 35-летний американец Карл Ренборг. Тюрьма - не лучшее место для научных экспериментов, считают его друзья, а он часами напролет рассказывает им о своих опытах в области здорового питания. "Вынужденная тюремная диета - уникальная возможность поэкспериментировать над своим организмом",- шутит Ренборг.


И каким-то образом неугомонный химик убеждает китайских охранников регулярно приносить ему разные растения, которые можно раздобыть в окрестностях тюрьмы. Охранники, посмеиваясь, все же пропалывают леса-поля и каждый день пучками сваливают на нары странного зека китайскую флору: побеги бамбука, свежие листья папоротника и корешки женьшеня. А тот знай себе часами сидит в уголке и строгает заточенной железкой гвозди.

 

"Организму необходимо железо",- улыбается химик и добавляет в тухлое мясо опилки ржавого гвоздя. Свои экспериментальные блюда Карл поглощает сам и предлагает соседям. Многие морщат нос и отказываются. Годом позже из лагеря вышли именно те, кто сидел на диете Ренборга. Остальные до свободы не дожили.

Ренборг родился 15 мая 1887 года во Флориде, в городе Санкт-Питерсберге. С раннего детства он читал запоем и поэтому всегда удивлял окружающих эрудицией в самых разных областях знаний. Он хорошо разбирался в философии, религии, истории, политике, астрономии, математике, аэродинамике, химии, в правах человека. Знал несколько языков, включая китайский. Хотя Ренборг не был религиозен, многие годы он потратил на изучение христианства, совершил паломничества в Палестину, Израиль и Египет. Но особый интерес его жизни еще в юные годы - изучение мировой популяции растений, пищевых запасов планеты и технологии консервации натуральных продуктов. Его первой любовью была наука о питании. "Идея была привлекательна, отвечала моим идеалам, и я был настырным",- впоследствии вспоминал Ренборг.

 

В 1915 году 27-летний Ренборг, уже будучи доктором химии, заключает контракт с одной из американских нефтяных компаний и перебирается в Китай, в Тяньцзинь. Правда, работает бухгалтером. Чуть позже - контролером в судостроительной компании, затем - представителем Американской молочной компании, наконец - представителем Colgate Products Company в Шанхае.

А вокруг страшная нищета. Китайцы с трудом сводят концы с концами. Какое здоровое питание?! Была бы рисовая лепешка, скудный суп и вода. Неподалеку от завода Colgate - фабричная кухня для китайских рабочих. В полдень собирается толпа чумазых людей в робах. Все с жестяными мисками. Кто получил свою порцию мутной жидкости - счастливчик. Это почти царский обед. За всем этим и наблюдает Карл Ренборг. Именно тогда он понимает, что необходимо создавать дешевые пищевые добавки, которые смогут хоть как-то разнообразить нищенское питание китайцев. Он тщательно изучает литературу о питании, делает записи своих наблюдений. Его ключевые выводы: здоровье человека зависит, во-первых, не от того, что он ест, а от того, что не ест; а во-вторых - от специальных диет. По поводу первого вывода еще можно поспорить, второй же был доказан в шанхайском лагере.

 В Соединенных Штатах Америки, где Ренборг оказался в 1927 году, он вплотную приступил к реализации своей идеи. Арендовав захламленный чердак в городе Бальбоа-Айленд (штат Калифорния), Ренборг превратил его в лабораторию и стал создавать БАД, основой для которых избрал люцерну, содержащую множество витаминов, минералов, белка и других полезных компонентов. Созданные на ее основе препараты Ренборг предложил для испытания своим знакомым, раздав продукцию бесплатно.

 

Результатов не было: никто не стал пробовать полученные пищевые добавки. Тогда Карл стал брать за них деньги, поняв, что ничто бесплатное не ценится. Результаты тотчас появились, причем самые позитивные.

 

Информация о полезных добавках получила широкое распространение (у каждого из знакомых Ренборга нашлось много своих знакомых), люди просили изобретателя о встречах, чтобы получить больше информации о новом продукте. Удовлетворить все заявки Карл, разумеется, не мог. И тогда ему пришла в голову гениальная мысль.

Ренборг предложил друзьям самим давать информацию о пищевых добавках своим знакомым, а если те купят БАД, он обещал выплатить комиссионные. Карл решил платить также тем знакомым своих друзей, которые, в свою очередь, будут продвигать его товар дальше, используя уже свои связи.

Ренборг назвал эту методику «маркетингом по рекомендациям». Термины «Многоуровневый маркетинг» (MultiLevel Marketing или MLM) и «Сетевой маркетинг» появились позже. В 1934 году Карл Ренборг основал компанию Сalifornia Vitamins, и, благодаря новой системе продаж, она быстро достигла оборота в $7 млн, без каких бы то ни было вложений денег в рекламу.

В 1939 году Карл Ренборг переименовал свою компанию в Nutrilite Products, сохранив принцип распространения добавок. Его сотрудники сами привлекали к работе новичков, давали им необходимые сведения о продукте и предлагали каждому строить свою собственную сеть, приглашая в бизнес своих знакомых. Компания обеспечивала всех дистрибьюторов своей продукцией и выплачивала каждому комиссионные не только за проданные им самим товары, но и за каждую продажу, совершенную лично привлеченным дистрибьютором.

Таким образом, Ренборг ввел в практику классического бизнеса «Одноуровневый маркетинг». Дальнейшая история МLМ связана с именами сотрудников Nutrilite Рич Де Воса и Джей Ван Эндела, которые после десяти лет успешного бизнеса в структурах Ренборга в 1959 году создали свою собственную компанию под названием Аmerican Way Согрогаtion, сокращенно AmWay. Заслуга этих людей состоит в том, что они, во-первых, вышли за рамки реализации только одного продукта, включив в свой ассортимент, помимо БАД, хозяйственные товары для дома.

 

 

Именно компании AmWay, которая, кстати, существует до сих пор, мы обязаны юридическим признанием сетевого маркетинга. В 1975 году в Америке развернулась борьба с финансовыми пирамидами. В Федеральной комиссии по торговле нашлись чиновники, которые попытались объявить AmWay незаконной пирамидой. Четыре года шла проверка деятельности компании, завершившаяся судебным решением, признавшим сетевой маркетинг законным способом реализации товаров.  

После этого начался настоящий бум МLМ. Тысячи компаний стали использовать сетевой маркетинг для продвижения на рынок своих товаров. В ассортименте сетевиков оказались самые разнообразные товары: страховые полисы, предметы бытовой химии, пластиковые карты, украшения, посуда, компьютеры, мини-трактора и многое другое. Сетевой маркетинг стали использовать и крупнейшие компании, такие, как Fогd, Соlgаtе, Саnоn, Liрtоn, Соса-Соlа и многие другие флагманы бизнеса.

Обороты сетевых компаний растут ежегодно на 20–30%, а число дистрибьюторов приближается к 20 млн человек. В США дистрибьютора-сетевика можно обнаружить в каждой десятой семье и более 100 млн американцев ежегодно делают хоть одну покупку через систему МLМ.

В настоящее время сетевой маркетинг процветает в 125 странах всех континентов. В Японии более 2 млн дистрибьюторов реализуют продукцию на сумму $30 млрд. На Тайване свыше 1 млн специалистов в МLМ довели в 1998 году объем продаж до $1 млрд. В Австралии объем продаж с помощью сетевогo маркетинга превысил $1,5 млрд в год. Объем продаж в ЕЭС (Германия, Италия и Франция) превысил $2 млрд в год, а в Великобритании — $1 млрд.

В Испании сетевиками продается продукция на сумму свыше $700 млн в год, объем продаж в Австрии достиг $300 млн, В Швейцарии составляет $200 млн, сотнями миллионов долларов измеряются сетевые продажи в Швеции, Норвегии и Финляндии. В Бразилии действует почти 1 млн дистрибьюторов, которые продают продукцию на сумму свыше $3 млрд в год.

В Аргентине годовой объем продаж приближается к $1 млрд. Объем продаж в Южной Корее достиг $400 млн. За последние пару лет около 12% из всех миллионеров в США заработали свои деньги благодаря MLM-программам. Статистика показывает, что 10–15 человек каждый день становятся миллионерами благодаря MLM-технологиям!

Многие зарубежные аналитики рынка признали за сетевым маркетингом будущее бизнеса. Уже сейчас  он преподается в Гарвардском университете как отдельный предмет. А по прогнозам Стэнфордского исследовательского института и Wall Street Journal в последующие несколько лет от 50 до 65% всех товаров и услуг в мире будут продаваться посредством сетевого маркетинга.

В странах СНГ репутацию сетевого маркетинга испортила компания «Гербалайф». Основные причины две. Продукция, рассчитанная на американские традиции питания, оказалась не подходящей для многих жителей бывшего СССР. А жесткость маркетинг-плана и методов работы привела к тому, что многие вложили в бизнес огромные суммы и прогорели. Но не стоит судить обо всех компаниях по одной. Они различаются ассортиментом, ценой  качеством продукции, и маркетинг-планами.

Елена Каминская


Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Авторизуйтесь, чтоб комментировать
Мы вконтакте
Мы в одноклассниках

Еще интересные

История сетевого маркетинга
0
2175
Абсурдные и нелепые правила,  в офисах  разных компаний
0
1928
Когда работа это любимое дело
0
1038
Что мешает нам быть успешными
0
1289
Как компания ИКЕА добилась успеха?
0
2276
Научные факты, помогут продать всё, что угодно
0
1688
Всё в твоих руках!
0
666
Фэн-шуй и деньги
0
1589
Что мешает многим стать миллионером!
0
1375
Из грязи в князи: вдохновляющие примеры целеустремленности
0
1975
Лучшие симорон ритуалы на деньги ...
0
1500
Что на самом деле дают платья и юбки женщине?
0
1877
Сколько можно заработать за минуту?
0
1461
Апартаменты за 21 миллион долларов
0
1711
Новые законы, приятные новости
0
1230
Не лезьте в кредитное рабство
0
1164
4 обязательных шага для успешного бизнеса
0
1632
Стиль жизни миллинеров
0
2041
12 мифов о зарабатывании денег
0
1376
Самые дорогие и шикарные поезда в мире
0
4103
Ложные идолы делают нас рабами
0
1521
Тайны символики доллара
0
2861
Steve Jobs
0
1400
Монетизация юного блога
0
1057
Наверх