Та-моко - татуировки маори

Сегодня татуировки вновь вошли в моду, но если раньше в моде были просто самые разные тату, то сегодня народ тянется больше к этно мотивам.

Этнических татуировок есть громное колличество.

Одни из самых популярных во все времена конечно кельтские узоры и индейские мотивы.

Мы сегодня поговорим именно об одной очень оригинальной, красивой и интересной разновидности тату.

О татуировках народов Океании, а точнее Полинезии.

Более конкретно о татуировках племени Маори, которые сегодня мега популярны.

Татуировки в стиле Маори сегодня можно встретить намного чаще чем какие либо другие.

Оно и не удивительно, ведь сами тату смотрятся очень колоритно, каждый рисунок, каждое изображение естествено несёт в себе особую информацию о носителе. Молодым людям особенно нравятся татуировки Маори ещё и потому что племя Маори очень хорошо известно своими искусными, татуированными воинами.

О племени Маори мир узнал благодаря Джеймсу Куку, в 1769 году. Маори являются коренными жителями Новой Зеландии, сегодня Маори уже малочисленный народ, совсем не такий каким он был век назад. 

Маори являются носителями уникальной культуры, одной из важных составляющих которой является так называемая моко – племенная татуировка маори, которой представители племени раскрашивали свое лицо. И практически всё тело.

Вот что писал сам Джеймс Кук о татуировках местных жителей: "Знаки в основном являются спиралями, сделанными с большой точностью и даже элегантностью. Одна сторона соответствует другой". Также Кук отметил, что из ста маори не найти двух с одинаковыми татуировками.

В мокко туземцы вкладывали огромный смысл. Эта тату является своего рода паспортом каждого племенного жителя, в котором закладывается информация о социальном статусе, служебном положении, уровне достатка и т.д. Значение татуировки особенно четко читается у мужчин маори, на лицах которых можно было прочитать их «воинское звание», сведения о гибели родственников и много другой информации.

Примечательно то, что не каждый мужчина племени имел право делать тату маори, а только тот, кто сумел доказать свою состоятельность и отвагу. Обманщики, которые указывали на лице несоответствующую действительности информацию, были обречены на верную гибель.

Мужские татуировки маори в зависимости от закладываемой в них информации располагаются по 8 главным зонам:

1. Ngunga – сведения о положении в племени, наносится вокруг бровей.

2. Ngakaipikirau – характеризует личный разряд и дислоцируется в центре лба.

3. Uirere – также информация о разряде, но наносится уже в области носа и вокруг глаз.

4. Raurau – личная подпись, наносимая под носом.

5. Taiohou – сведения о трудовой деятельности, изображаемые в области щек.

6. Taitoto – отражение статуса о рождении, дислоцируется на челюсти.

7. Wairua – данные о принадлежности к тому или иному сословию, которые накалываются на подбородке.

8. Uma – изображаемая на висках информация о семейном положении – первый, второй брак.

Люди, которые делали татуировки, назывались тохунга-та-моко и наделялись статусом "табу", т.е. являлись неприкосновенными. Тохунга-та-моко были как мужчины, так и женщины.

Татуировки маори у женщин отличаются меньшим разнообразием. Как правило, такие рисунки у них нанесены на носу, подбородке и губах, причем эта традиция имеет место и в современности. Раньше женские тату очень часто наносили на скрытые от посторонних глаз участки тела – бедра, живот, пах. А мужчины из некоторых племен маори покрывали татуировками свои ягодицы (рисунком в форме спиралевидного орнамента).

С давних времен маори отличались достаточно жестокой техникой украшения своего тела. Тату делалось острыми костяными долото, края которого были сплошь покрыты зазубринами. Естественно, что такая процедура проходила очень болезненно и сопровождалась огромным риском воспаления. 

Чтобы предотвратить распространение инфекции некоторое время после татуажа туземцам запрещалось принимать твердую пищу. Вода и жидкая пища вводились в пищевод с помощью тонкой тростниковой трубки. А чтобы отвлечь «пациента» от боли и страдания, соплеменники развлекали его песнями, музыкой и стихами.

После смерти воина его высушенный череп с сохраненными татуировками сохранялся и выставлялся во время праздников. Мокомокаи (так назывались черепа) были, наряду с землей, важным товаром, в обмен на который маори получали огнестрельное оружие от англичан. Черепа маори были объектом охоты европейских музеев и частных коллекционеров, поэтому в Новой Зеландии появилось немало охотников за головами. Чтобы получить от этих охотников мушкеты в обмен на черепа-мокомокаи, маори стали прибегать к обману и наносить тауировки на лица рабов и людей низкого социального статуса и потом продавать их черепа.

Из-за профанации старинных обычаев в 19-м веке стала угасать традиция как мокомокаи, так и искусства татуировки для мужчин. У женщин татуировки сохранялись и в начале 20-го века.

С пробуждением национального самосознания маори пытаются возродить традиции та-моко.

"Тату в стиле маори" сейчас являются популярными у любителей татуировок во всем мире, но при этом следует помнить, что традиционное та-моко имеет священный статус и нанесение его на лица и тела тех, кто не является маори, рассматривается маори как преступление. Чтобы избежать профанации термина "та-моко", маори предлагают использовать для не-маори термин "киритухи", означающий просто рисунок на коже, не несущий в себе никакого смысла, кроме эстетического. 

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Авторизуйтесь, чтоб комментировать
Мы вконтакте
Мы в одноклассниках

Еще интересные

А ты хочешь встречаться с корейцем?
0
6876
Хараюку мода улиц Японии
0
4394
Кто такие Фурри?
0
17229
Вперёд к свободе тела!
0
3131
Кеды, обувь свободных людей
0
3295
Битники. Джэк Керуак.
0
7674
Готические свадебные платья
0
6496
Та-моко - татуировки маори
0
13565
Наверх